Повторные выбросы мазута в Анапе и бездействие властей

На Черноморском побережье произошли новые выбросы нефтепродуктов — во время шторма волны утащили мешки с собранным мазутом обратно в море. В общей сложности, заявил глава министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, объем загрязненного грунта мог увеличиться до 200 тысяч тонн, а волонтеры, в свою очередь, жалуются на недостаточную вовлеченность властей в решение проблем. 



Почти на протяжении недели волонтеры и спасатели у берегов Анапы ликвидируют последствия крушения танкеров «Волгонефть». Несмотря на то, что в операции задействованы не менее 5 тысяч человек, им удалось собрать лишь 17 тысяч тонн загрязненного грунта, уточнил глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Ситуацию осложнил шторм, который обрушился на побережье в ночь с 22 на 23 декабря. Из-за того, что на пляжах оставались невывезенные мешки с уже собранным мазутом, волны утащили их обратно в море, что привело к повторному загрязнению.

По оценке главы региона, работы по уборке нефтепродуктов планируется завершить до 1 февраля. В худшем случае, отметил Кондратьев — до 1 марта.

«Сегодня погода позволяет нам убрать его [мазут] на песке. И вот это важно сделать быстро, очень быстро, до курортного сезона. Потому что в жаркий период, при температуре даже 20 градусов <…> он будет превращаться в жидкость и просачиваться [глубже в грунт]», — приводит слова главы Кубани «Россия-24».

Одними из первых на место экологического бедствия прибыли местные жители. Сейчас в регион на помощь съезжаются добровольцы из разных городов Краснодарского края и других регионов России. Как отмечает корреспондент «Вот Так», который вместе с другими волонтерами работает на одном из пляжей Анапского района, некоторым людям становится плохо из-за запаха мазута.

«Из жалоб, наверное, можно выделить нехватку транспорта от точек выдачи инвентаря до тех участков, где непосредственно нужна помощь», — отметил он.

По его оценке, основную рабочую силу в зоне бедствия сейчас составляют именно волонтеры. Нерешенность ряда проблем привела к тому, что часть добровольцев записала видеообращение, которое публикуют местные волонтерские телеграм-каналы. В нем люди жалуются Владимиру Путину на слабую вовлеченность местных властей и крупного бизнеса в ликвидацию последствий.

«Необходимые меры не принимаются. Вместо бульдозеров мазут вынуждены убирать люди лопатами и совками, дыша ядовитыми парами. Собранный в мешки мазут не вывозится вовремя, а уходит обратно в песок. Люди выбиваются из сил, мазут расползается все дальше, гибнут все новые птицы», — говорит один из волонтеров.

На данный момент специалисты уже зафиксировали выброс не менее десяти дельфинов на берег. Также известно о гибели не менее чем 140 птиц. Это число может вырасти в будущем.

Ранее в России в ликвидации природных бедствий активно участвовали международные экозащитные организации. Однако после вторжения в Украину власти усилили давление и на экоактивистов. В результате в 2023 году насчитывалось уже пять «нежелательных» организаций, которые занимались вопросами экологии. Это Greenpeace, швейцарский Всемирный фонд дикой природы (WWF), норвежское объединение «Беллона», «Алтай-проект» и Центр дикого лосося. Все они либо закрыли свои российские филиалы, либо ограничили связи с активистами внутри страны.

Российские власти ничего не сделали для того, чтобы предотвратить произошедшее в Чёрном море, считает сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. Экологическая катастрофа в Чёрном море, по его словам, стала следствием массового нарушения экологических норм.


Фото | Алексей Майшев / РИА Новости

«Это не какая-то случайность роковая. Это то, чего нужно было ожидать. Возможно, там были какие-то ошибки экипажа, но гораздо важнее, что в России не соблюдаются по сути никакие экологические технические стандарты. Я имею в виду, что танкеры, которым более 50 лет, никак не должны были оказаться в условиях шторма», — подчеркнул эксперт.

Суда типа «Волгонефть» не рассчитаны на то, чтобы выходить в море, тем более в условиях шторма, отметил он. Поэтому причина катастрофы — не в возможных ошибках экипажа, подчеркнул Сливяк, а именно в условиях, которые создали власти. Последствия случившегося эксперт называет очень серьезными. Несмотря на обещания властей очистить пляжи до курортного сезона, избавиться от загрязнения в обозримом будущем уже не получится — на Черноморское побережье нефтепродукты будут попадать в течение многих лет. В данной ситуации, когда вред окружающей среде уже нанесен, можно лишь в какой-то степени минимизировать последствия. Поэтому в случае с нефтепродуктами главное, подчеркнул Сливяк, это не допускать таких разливов.

Источник | журналист Виктор Волков

Новые Старые

نموذج الاتصال